Статья 17313

Название статьи

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ОСНОВА
ИХ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Авторы

Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), prof_sochranov@mail.ru

Индекс УДК

15 + 37(082)

Аннотация

Актуальность и цели. Переход образовательного комплекса России на многоуровневую технологию профессиональной подготовки студентов с помощью реализации компетентностного подхода в образовании предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом профессиональных умений в качестве основного признака готовности к деятельности в образовательной среде вуза. К ним можно отнести принципы: гуманизации и целостности, профессиональной направленности, развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса, личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели ее целостной реализации. Целью исследования является концептуальное обоснование и разработка модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки.
Материалы и методы.
В процессе разработки модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза на основе их смысло-образующей профессиональной подготовки особое внимание необходимо уделять понятиям, составляющим тезаурус концептуального обоснования исследуемого процесса. Например, понятийный ряд академика В. Н. Садовского. Основой реализации модели являются принципы взаимодействия участников образовательного процесса вуза: принцип гуманизации и целостности отношений; принцип личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Познать смысл совершаемых действий – значит прежде всего изучить их коммуникационную основу – внутренние и внешние связи. В смыслообразовании, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен А. Маслоу, И. В. Блаубергом и Э. Г. Юдиным. Ими были выделены семь групп связей. Очевидной представляется необходимость использования системно-деятельностного подхода в реализации модели смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза при опоре на концепции И. А. Колесниковой и Е. Н. Барышникова.
Результаты.
В ходе исследования установлено содержание процесса формирования личностных основ профессиональных умений, представляющего собой совокупность действий студентов по самооцениванию своих собственных способностей и личностных ориентаций, действий по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действий по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки. В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания, самооценивания и саморазвития в рамках самореализации.
Выводы.
Становление парадигмы смыслообразующего образования взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной под-готовки выпускников вузов. Эффективность этого взаимодействия основыва-ется на готовности вуза к системно-деятельностному развитию профессио-нальных умений студентов в образовательной среде.

Ключевые слова

профессиональные умения студентов, образовательная среда вуза, смыслообразующая профессиональная подготовка, системно-деятельностный подход.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Колесникова, Г. О профессиональном самоопределении / Г. Колесникова //Alma mater. – 2000. – № 2. – С. 33.
2. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 304 с.

 

Дата создания: 01.03.2014 11:15
Дата обновления: 01.03.2014 11:16